ул. Малая Дмитровка, д. 16/6 +7 (495) 987-18-70

РБК.PRO – Как изменилась ответственность бизнеса за налоговые преступления 



Новостью для бизнеса в части налоговых преступлений стало установление с марта 2022 года специального порядка возбуждения таких уголовных дел. Теперь это делается после налоговой проверки. Нюансы процедуры поясняет Алексей Сердюк («Князев и партнеры»).

Что дают бизнесу новые правила возбуждения дел

1. Возможность управления уголовными рисками по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации). 

Проиллюстрирую примером: налоговики предъявляют претензии, и у компании достаточно средств для их удовлетворения. Уплата недоимки даже при несогласии с претензиями ФНС приведет к тому, что у налоговой отпадут основания для передачи материалов силовикам. В таких условиях свою правоту компания сможет доказывать, сосредоточив силы на оспаривании решения ФНС в арбитраже, не вовлекаясь параллельно в уголовный процесс. Таким образом, компания сможет защищаться по одному флангу, что позволит существенно сэкономить силы. 

Сотрудники ОЭБиПК теряют интерес к самостоятельному проведению доследственных проверок по налоговым составам, поскольку без результатов ВНП их деятельность не сыграет никакой роли для инициирования уголовного преследования. А ведь порядка половины дел по уклонению от уплаты налогов в последние годы возбуждалось именно на основании материалов, собранных оперативными сотрудниками (письмо СК России от 13.09.2017 № 225-38823- 17)

2. Фактическое ограничение сроков давности периодом налоговых проверок.

Иначе говоря, период, за который на сегодня реально могут предъявить претензии в уклонении от уплаты налогов, составляет три года, при том что срок давности по ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение в особо крупном размере) составляет десять лет. 

Ранее ничего не мешало правоохранителям самостоятельно возбуждать дела по периодам 6–8-летней давности, сегодня же налоговики могут предъявить претензии только за 2019–2021 годы. При этом нужно учитывать, что те уголовные дела, которые были возбуждены по материалам оперативников до 9 марта 2022 года, будут продолжать свое движение в обычном порядке, то есть обратной силы это позитивное новшество не имеет. 

Сегодня с уверенностью можно сказать, что все названное в совокупности приведет к тому, что доследственных проверок и дел по налоговым составам однозначно станет меньше. Это можно заметить и на примере аналогичного порядка возбуждения уголовных дел, который действовал в период 2011–2014 годов. Тогда число регистрируемых налоговых преступлений сократилось практически вдвое, по данным статистики МВД. По современным прогнозам представителей Следственного комитета РФ, ожидаемое сокращение может достичь 20–40%. 

Бизнесу в этой ситуации, как кажется на первый взгляд, станет легче функционировать и осуществлять свою деятельность. Другой вопрос в том, что правоохранители, вероятно, переключат внимание на иные составы, которые затрагивают интересы предпринимателей (например, валютные и в сфере расходования бюджетных средств). 

Другие позитивные для бизнеса законопроекты 

Во-первых, предложено снизить максимальные сроки лишения свободы по всем налоговым составам преступлений, затрагивающим бизнес, что приведет к изменению их категорий. Наиболее важными последствиями вступления такого законопроекта в силу будут: 

  • возможность прекращения уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования;
  • на ч. 2 ст. 199.2 УК (сокрытие денежных средств и имущества от взыскания в счет налогов, совершенное в особо крупном размере), вероятнее всего, распространится возможность прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа, которая крайне активно применяется судами по ч. 1 названного состава (сокрытие в крупном размере). 

Во-вторых, разработан законопроект, которым примерно в полтора раза предлагается повысить значения ущерба по большинству налоговых составов. Принятие таких изменений приведет к прекращению уголовных дел по действующим минимальным суммам, не дотягивающим до измененных, а также позволит добиться в ряде ситуаций переквалификации деяний. 

Проиллюстрирую примером. Генеральному директору компании А по ч. 1 ст. 199 УК вменяется уклонение от уплаты налогов на сумму в 17 млн руб. Принятие данного законопроекта повысит сумму крупного размера недоимки по данному составу до 22,5 млн руб. Соответственно, следствие будет обязано прекратить уголовное преследование лица при его согласии. В случае если сумма недоимки составляет, к примеру, 46 млн руб., то есть следствие на данный момент вменяет ч. 2 ст. 199 УК, принятие законопроекта приведет к переквалификации деяния на ч. 1 (планку особо крупного размера планируется повысить до 65 млн руб.). 

Учитывая, что уменьшение числа налоговых преступлений не означает их полное исключение, стоит дать ответы на типичные вопросы, которые возникают у представителей бизнеса. 

1. Какие риски несет предприниматель, если говорить о налоговых преступлениях? 

Наиболее распространенный налоговый состав — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК), наказание по нему на данный момент достигает шести лет лишения свободы. 

Также имеются и финансовые риски — в рамках уголовного дела может быть заявлен гражданский иск на сумму уклонения. Важно понимать, что прекращение уголовного преследования далеко не всегда означает и прекращение претензий материального характера со стороны налогового органа или прокуратуры. Особенно риски привлечения к материальной ответственности важно понимать при согласии на прекращение дела по нереабилитирующим основаниям (например, в связи с истечением срока давности преследования или устранением преступности и наказуемости деяния). 

Что касается видов назначаемых наказаний, то в значительном числе случаев это штраф. Существует миф, что за уклонение от уплаты налогов не сажают, однако это не так, по каждому седьмому делу по ч. 2 ст. 199 УК в 2021 году и по каждому пятому в 2020 году осужденные были приговорены к реальному лишению свободы. 

Среди тенденций по наказанию можно отметить, что чаще стали назначать наказание в виде условного лишения свободы, а сроки реального, согласно сложившейся практике, по большинству приговоров не превышают трех лет (по данным статистики портала Судебного департамента при ВС РФ (по ч. 2 ст. 199 УК РФ)). 

2. Чем отличается налоговое правонарушение от преступления? 

Ключевое определяющее обстоятельство здесь — это наличие прямого умысла. Уголовная ответственность предусмотрена за включение в налоговую декларацию «заведомо ложных сведений». О том, какие факты могут быть использованы в качестве доказательств, свидетельствующих о прямом умысле, довольно подробно написано в Методических рекомендациях ФНС и СК РФ о доказывании умысла в ходе налоговых и процессуальных проверок (письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@), а также в письме заместителя главы ФНС о необоснованной налоговой выгоде (письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@)

3. Кого на практике чаще всего привлекают к ответственности за уклонение? 

В абсолютном большинстве случаев руководителей организаций. Далее риски, но существенно более низкие несут: главный бухгалтер, учредитель, бенефициар. Привлечение же иных лиц к ответственности на практике изредка встречается, однако это больше исключительные случаи. 

Перечисленные лица несут не только риски уголовной ответственности, но и, как уже было сказано, финансовые: к ним могут предъявляться иски как в рамках уголовных дел, так и при прекращении дел по нереабилитирующим основаниям. Конституционный суд (постановление Конституционного суда РФ от 08.12.2017 № 39-П по так называемому делу Ахмадеевой), а затем и Верховный суд (постановление пленума Верховного суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления») подтвердили наличие возможности взыскания ущерба с физического лица в рамках дела об уклонении от уплаты налогов. 

Из особенностей заявления гражданского иска по уголовному делу стоит отметить то, что в требования включаются лишь сумма недоимки и пени, штраф в таком случае взыскать нельзя (п. 28 указанного постановления пленума Верховного суда РФ).

4. Как и когда защищаться при предъявлении претензий в уклонении от уплаты налогов? В своей защите прежде всего стоит сосредоточиться на доказывании следующих фактов

  • достоверность сведений, содержащихся в налоговой декларации, для чего в зависимости от оснований предъявления претензий нужно подтвердить реальность сделок со спорными поставщиками, самостоятельность финансово-хозяйственной деятельности каждой из компаний, входящей, по мнению ФНС, в группу или обоснованность применения налоговых льгот;
     
  • отсутствие умысла, которое, в частности, может быть подтверждено наличием доказательств невовлеченности лица в бизнес-процессы. К примеру, начальник отдела закупок, желая улучшить свое материальное положение, проявил себя крайне «активно» и смог включить в цепочку поставки подконтрольную ему «компанию-прокладку», через которую часть денежных средств выводил. В таких ситуациях, как правило, руководство не осведомлено о наличии фиктивной сделки с искусственно поставленным «посредником», а значит, при подаче налоговой декларации с учетом спорных сделок не имело умысла на уклонение от уплаты налогов.Также об отсутствии умысла будет свидетельствовать убежденность руководства в реальности контрагентов. В такой ситуации усилия необходимо направить на сбор доказательств, свидетельствующих о проявлении должной осмотрительности при выборе поставщиков, о реальности сделок и контрагентов начиная с момента переговоров и до момента получения результатов и оплаты за них. 


Что касается тактики защиты, первым ее этапом с учетом изменений в законодательстве становится доказывание отсутствия налогового правонарушения в рамках взаимоотношений с ФНС. В случае успеха налоговики не передадут материалы силовиками для возбуждения дела. 

Если же негативный исход с передачей материалов в правоохранительные органы выглядит реалистичным, то целесообразно, не дожидаясь возбуждения уголовного дела, подключать к проекту адвокатов уголовной специализации для формирования защитной позиции. Благодаря этому особенно на ранних этапах появится реальная возможность формирования собственной доказательственной базы, которая может быть представлена силовикам в случае инициирования доследственной проверки или возбуждения дела, что порой способствует купированию проблемы на самой ранней стадии. 

 

Издание
от 13.09.2022
Эксперт
Сердюк
Алексей Викторович

Контакты

127006 г. Москва,
ул. Малая Дмитровка, д. 16/6
+7 495 987-18-70 — многоканальный
+7 495 699-34-03 — факc
ПН-ПТ с 9-00 до 20-00 СБ с 11-00 до 16-00 ВС выходной
Скачать реквизиты