ул. Малая Дмитровка, д. 16/6 +7 (495) 987-18-70

«РБК» – Контракт с претензией: если госзаказчик требует вернуть деньги за работы


Подготовила: Кибиткина Ольга Андреевна,
ведущий юрист МКА «Князев и партнеры»



Даже если госзаказчик заплатил вам деньги за выполненный подряд, он может потребовать их назад — в том случае, если объемы или стоимость работ были завышены. Что на это скажет суд, зависит от ряда нюансов

Работать с госзаказчиком непросто. Разберемся, чем чревато для подрядчика завышение объемов и стоимости работ, поставляемых товаров или оказываемых услуг (далее — ТРУ) при исполнении госконтракта.

Итак, вы завысили цену госконтракта или объем работ, посчитав, что заказчик вправе сам определять их, и если он ошибается, то для вас это лишь возможность заработать. Заказчик принял работы и оплатил их. Но спустя некоторое время он вдруг потребовал вернуть деньги.

В требовании заказчики чаще всего указывают: «...в связи с проверкой компании-заказчика контрольной организацией были выявлены факты неправомерного применения исполнителем расценок/расчетов и завышения объемов и/или стоимости ТРУ».

Заказчик посчитал полученные вами деньги неосновательным обогащением (ст. 1102 Гражданского (ГК) РФ) и потребовал вернуть их в досудебном порядке. В противном случае он пригрозил пойти в суд.

Знакомая ситуация? Давайте разберемся, обязаны ли вы выполнить требование и на чью сторону в этом случае обычно встают суды.

Обоснование стартовой цены контракта

Стартовая (максимальная) цена контракта указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Если заказчик ищет подрядчика работ в ходе тендера, то он должен обосновать стартовую цену. При этом он обязан:

— составить описание объекта закупки (установить перечень требований к товарам (работам, услугам) и условия их поставки (выполнения, оказания);

— выбрать метод определения стартовой суммы контракты или несколько методов;

Есть несколько способов определить сумму контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

— произвести расчет с учетом выбранного метода или нескольких методов.

Собрав информацию, необходимую для определения и обоснования стартовой цены контракта, заказчик составляет документ. Этот документ включает расчет цены контракта и описание объекта закупки. Впоследствии заказчик вносит эти же данные в план-график для проведения закупок и в закупочную документацию. Соответственно, при проведении закупки заказчик сам определяет и обосновывает стартовую цену контракта, а также определяет объем закупки.

Таким образом, госконтракт заключается по цене, предложенной участником закупки, но не превышающей предельное значение цены заказчика.

Три аргумента, которые позволят подрядчику выиграть суд с заказчиком

Суды не выработали единую позицию по спорам из-за завышенной цены/объемов госконтракта. Однако на практике в большинстве случаев они отказывают заказчикам в возврате денег.

Чаще всего суды ссылаются на следующие обстоятельства:

1. Завышение объемов и/или стоимости товаров, работ, услуг не относится к скрытым недостаткам.

Если акт сдачи-приемки выполненных работ свидетельствует, что исполнитель выполнил работы качественно и не превысил сумму госконтракта, то суды поступают так.

Они указывают, что заказчик не заявлял исполнителю претензий о несоответствии объема, стоимости и сроков выполнения работ. Исполнитель выполнил работы качественно и в полном объеме, что отражено в актах, подписанных обеими сторонами и скрепленных печатями. Это подтверждает, что у заказчика не было замечаний к исполнителю, а значит, применить ч. 4 ст. 720 ГК РФ (заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении) нельзя.

Недостатки, на которые указывает заказчик, не относятся к скрытым, которые нельзя было обнаружить при приемке работ.

2. Цена госконтракта твердая, и ошибочное формирование заказчиком цены не свидетельствует о ненадлежащем исполнении госконтракта.

Суды обращают внимание на то, что сумма госконтракта не может меняться в ходе его исполнения. В законе «О контрактной системе» содержится перечень условий, когда цену госконтракта можно изменить.

Если цена меняется, то стороны должны подписать соглашение об изменении условий договора.

Если такого соглашения нет, получается, что заказчик основывает свои требования на одностороннем изменении цены госконтракта. Это противоречит нормам ГК РФ и закону «О контрактной системе». Поскольку в госконтракте установлена твердая цена, суд отклоняет доводы заказчика относительно фактической стоимости работ как не основанные на законе.

Также необходимо знать, что ошибка в обосновании начальной цены контракта не свидетельствует о ненадлежащем исполнении исполнителем договорных обязательств и его необоснованном обогащении.

3. Исполнитель не является стороной бюджетных правоотношений.

Обычно заказчик обосновывает свои требования актом проверки, составленным уполномоченным контрольным органом. Однако этот акт касается избыточно израсходованных бюджетных денег.

Поскольку исполнитель подписал госконтракт и, как правило, прилагаемое к нему техническое задание (ТЗ) в том виде, в котором они входили в конкурсную документацию, то он обязан следовать ТЗ.

Таким образом, акт уполномоченного контрольного органа не может повлиять на права и обязанности исполнителя. Кроме того, заказчик обычно проводит проверку и составляет акт без участия исполнителя.

Суды делают акцент на том, что контрольный орган проверяет целевое и эффективное использование бюджетных средств самим заказчиком. Следовательно, результат проверки никак не связан с выполненными исполнителем работами, так как в протоколе согласования указана начальная цена контракта.

Заказчик считает, что исполнитель должен вернуть в бюджет избыточно израсходованные средства. Однако исполнитель не участник бюджетного процесса и в случае выявления каких-либо бюджетных нарушений не должен страдать от неблагоприятных последствий.

Обратная сторона медали: когда суды встают на сторону заказчика

Теперь рассмотрим, в каких случаях суды взыскивают с исполнителя неосновательное обогащение, несмотря на все вышеуказанные доводы.

1. Стороны госконтракта предусмотрели условие о возврате незаконно израсходованных финансовых средств.

Суды могут встать на сторону заказчика, если в госконтракте есть пункт «Заказчик обязан по результатам проверок контролирующих органов проводить работу по взысканию незаконно израсходованных финансовых средств. Исполнитель обязан по результатам проверок контролирующих органов производить возврат суммы, излишне полученных денежных средств».

Поскольку заказчики берут типовые формы контрактов из библиотеки контрактов ЕАИСТ, то этот пункт (в разных вариациях) закреплен практически в каждом контракте поставки, подряда, оказания услуг или в ином смешанном госконтракте. На основании этого пункта суды взыскивают с исполнителя деньги как неосновательное обогащение.

Суды подчеркивают: то, что заказчик принял работы без замечаний и оплатил их, — еще не повод для отказа принять его иск.

В госконтракте есть условие, что прием заказчиком работ не лишает его права представить исполнителю возражения в случае установления уполномоченными контрольными органами завышения объемов и (или) стоимости работ. Заказчик пользуется этим, предъявляя претензии о возврате средств, а суды встают на его сторону.

2. Завышение объемов и/или стоимости ТРУ является скрытыми недостатками.

Существуют прецеденты, когда суды все же используют п. 4 ст. 720 ГК РФ. Согласно ему после подписания акта сдачи-приемки у госзаказчика есть право указать исполнителю на скрытые недостатки выполненных работ, которые нельзя было заметить при обычном способе приемки.

По мнению некоторых судов, завышение объемов работ и неправомерное применение исполнителем расценок — скрытый недостаток.

Поскольку суды придерживаются двух противоположных позиций по вопросу взыскания неосновательного обогащения, исполнителю стоит оценить все риски до заключения контракта.

Если заказчик требует от вас вернуть деньги, то в любом случае нужно проанализировать сделку, претензию и последствия ее неисполнения. Если спор не удастся урегулировать в досудебном порядке, вам придется отстаивать свою позицию уже в суде.

Источник: https://pro.rbc.ru/news/5ced2f289a7947c84faacafe?from=center


Издание
от 07.06.2019
Скачать статью

Мы готовы ответить на ваш вопрос

Заявка отправлена

, заявка успешно отправлена.
Секретарь Коллегии свяжется с вами по телефону
в течение рабочего дня.
Закрыть

Подписка оформлена

, подписка успешно оформлена.
Закрыть