ул. Малая Дмитровка, д. 16/6 +7 (495) 987-18-70

РБК.PRO – До 10 лет тюрьмы: чем еще теперь рискуют исполнители гособоронзаказа



Контроль за бизнесом, работающим с гособоронзаказом, ужесточается каждый год. Особую настороженность в связи с этим вызывает недавно подписанный президентский указ № 139. Какие новые риски ожидают бизнес, рассказывает адвокат Юрий Умрихин.

В текущих реалиях контроль за выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) наряду с ответственностью за нарушение его условий постоянно ужесточается, и бизнесу необходимо реально оценивать всю серьезность принимаемых на себя обязательств.

Исполнитель может оказаться под пристальным контролем не только госзаказчика, но и Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры.

Дело в том, что еще в сентябре 2022 года были внесены изменения в УК РФ, которые теперь предполагают новые уголовные риски: предприниматели, которые ранее уже привлекались к административной ответственности по ряду статей КоАП, затрагивающих деятельность в сфере государственного оборонного заказа, могут быть привлечены к уголовной ответственности по дополнительным статьям 201.2, 201.3, 285.5 и 285.6 УК.

Установлены различные виды наказаний: от штрафов до лишения свободы сроком до десяти лет, без права занимать в последующем определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Самые строгие наказания предусмотрены в случае, если нарушение повлекло за собой ущерб государству на сумму не менее 5% от цены контракта (но не менее 5 млн руб.) или невыполнение задания по гособоронзаказу.

Необходимо отметить, что указанные изменения не добавляют в Уголовный кодекс новых обязанностей для исполнителей гособоронзаказа, законодатель только ужесточает ответственность и пытается минимизировать злоупотребления в части нарушения сроков, условий, качества исполнения оборонных контрактов, ведь сегодня государству жизненно необходимо «навести порядок» в этом вопросе, и задача предпринимателей, работающих в данной сфере, — быть крайне внимательными и широко осведомленными относительно ряда принципиальных дополнений в законодательство и нормативные акты.

Еще крайне важно учесть указ № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа» (подписан президентом РФ 3 марта 2023 года). Согласно ему, в случае введения военного положения в стране в российских компаниях, которые сорвали сроки выполнения гособоронзаказа, права акционеров будут приостановлены, а на предприятиях будет вводиться внешнее управление. В случае срыва гособоронзаказа будет определена управляющая организация на основании предложений Минпромторга, которая и будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа компании, а также общего собрания акционеров и совета директоров в той мере, в какой это необходимо для выполнения государственных задач.

Также правительству поручено образовать при коллегии Военно-промышленной комиссии РФ рабочую группу по вопросам деятельности предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа, в период действия военного положения.

Указанная рабочая группа будет оценивать деятельность предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа, формировать позицию по вопросам, связанным с приостановлением прав акционеров этих предприятий и полномочий их органов управления.

Важно учесть, что в отношении полномочий и регламента действий этой специальной комиссии нет проработанной правовой базы. Исходя из этого факта, работающий на гособоронзаказах бизнес может получить непроработанные решения, основанные не на правовой основе, а исключительно на административно-функциональной потребности.

Следующее, что необходимо подчеркнуть, — это вопрос текущей хозяйственной деятельности. Поскольку в действующем корпоративном законодательстве мы не встречаем института внешнего управления со стороны государства, есть вероятность (будем надеяться, что это останется только предположением), что для обеспечения эффективности исполнения такого заказа управляющая компания за счет ограничения прав исполнительных органов может прибегнуть к следующим действиям:

  • распоряжаться имуществом компании;
  • оспаривать сделки, совершенные исполнительными органами за последнее время;
  • производить кадровые перестановки.


Еще один очень важный момент, который необходимо учитывать и брать во внимание — положения ст. 8 федерального закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». В них отражено, что для исполнения государственных нужд, обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и т.д. могут быть введены временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности как на территориях, где военное положение было установлено, так и на тех территориях, где военное положение не было введено. Это означает, что введение военного положения для принятия ограничительных мер на предприятиях, связанных с гособоронзаказом, не является необходимостью.

Указ № 139 вызывает беспокойство у руководителей и собственников предприятий, на которые распространяется его действие, поскольку за нарушение обязательств по государственному контракту по гособоронзаказу помимо введенного ранее ужесточения ответственности теперь можно полностью потерять контроль над бизнесом.

С целью избежания всех перечисленных негативных последствий принимать участие в гособоронзаказе необходимо лишь с заранее четко выстроенным механизмом его исполнения — это не место для экспериментов и импровизации.

Чтобы безукоризненно исполнить все условия государственного контракта по гособоронзаказу, необходимо знать положения основных федеральных законов, регулирующих данную сферу:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
     

Общий порядок государственных закупок предусмотрен федеральным законом № 44-ФЗ, специальные условия для государственного оборонного заказа установлены в федеральном законе № 275-ФЗ.

Есть и еще несколько важных документов, имеющих отношение к оборонным закупкам, которые также требуют тщательного изучения: постановление правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации».

Перед подписанием контракта с государственным заказчиком необходимо:

  • детально проанализировать и изучить его условия, а на этапе исполнения — скрупулезно вести документооборот;
  • проверить все ли лица, задействованные в работе по исполнению госконтракта, знают и понимают основные требования, предъявляемые к данной работе;
  • убедиться, что у предприятия есть регламенты для всех сфер деятельности, связанных с гособоронзаказом;
  • любое действие в рамках исполнения контракта (начисление заработной платы, оплата стоимости товаров или услуг третьим лицам, списание материалов и пр.) оформлять надлежащим образом и фиксировать в соответствующем документе.


Отдельное внимание уделяется и особенностям расчетов в гособоронзаказе: необходимо вести раздельный учет для обоснования ценообразования, что подразумевает более подробную степень детализации. Без правильно выстроенного учета существует риск не получить оплату за уже выполненную работу.

Не следует забывать, что в дополнение к указанным в начале статьи нормативным правовым актам, ужесточающим ответственность за неисполнение гособоронзаказа, контроль за использованием бюджетных денежных средств с каждым годом также становится все серьезнее. При значительных нарушениях в этой части на практике часто находит применение излюбленная силовиками ст. 159 Уголовного кодекса РФ («Мошенничество»). Наказания по данной статье варьируются в зависимости от квалификации серьезности деяния, включают в себя штрафы и иные санкции, а срок лишения свободы может достигать десяти лет.

Обеспечение надежности выполнения государственного оборонного заказа является важнейшим фактором повышения эффективности использования бюджетных средств в целях технического оснащения вооруженных сил, для укрепления безопасности Российской Федерации. В связи с этим справедливо и обоснованно ожидать, что контроль за исполнением гособоронзаказа будет все более ужесточаться.

В существующих условиях для государства становится необходимым введение превентивных мер для минимизации возможных нарушений в сфере исполнения государственного оборонного заказа.

Бизнесу, который определил для своей работы сферу, связанную с гособоронзаказом, необходимо быть готовым к необходимости скрупулезного ведения документации, жестким регламентам и возможным проверкам.

Подробнее на РБК
Издание
от 29.03.2023
Эксперт
Умрихин
Юрий Михайлович