Адвокат, партнер, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса МКА «Князев и партнеры». Профессиональный стаж с 2005 года. В 2009 году получил статус адвоката. Специализируется на защите бизнеса от уголовного преследования по налоговым и экономическим преступлениям. Имеет практический опыт полного правового сопровождения деятельности компаний с представлением интересов в налоговых и правоохранительных органах.
Рекомендован ведущими российскими юридическими рейтингами: «Право-300», «Российская газета. Рейтинг юристов и их компаний», «КоммерсантЪ. Юридический бизнес».
Преподает в Институте дополнительного образования МГЮА им. О.Е. Кутафина и в «Русской школе управления». Ведет семинары о полицейских проверках бизнеса и уголовно-правовых рисках топ-менеджеров.
С отличием окончил юридический факультет Северо-Кавказской академии государственной службы. Получил образование в Европейском учебном институте при МГИМО по направлениям: «Основные понятия антикоррупционной деятельности. Международные механизмы противодействия коррупции и национальная практика», «Деятельность ЕСПЧ и исполнение его постановлений». Прошел курсы повышения квалификации для адвокатов по уголовным делам, а также по программе «Ответственность директоров и иных контролирующих общество лиц».
— Алексей, по вашему опыту, в каких целях и в какие компании сейчас приходят сотрудники правоохранительных органов?
— Важно понимать, что от визита силовиков не застрахована ни одна компания, какой бы «белой» она ни была. Причины такого визита могут быть самыми разными: наличие контрагента, у которого возникли проблемы с силовиками, корпоративные конфликты, недобросовестная конкуренция. Своеобразным маркером для правоохранителей является также активное участие компании в государственных/муниципальных закупках, факт предоставления организации субсидий, грантов и иных льгот со стороны государства. Эти факторы повышают вероятность проведения обыска.
— Какие подразделения, каких конкретных сотрудников и какую документацию обыск затронет в первую очередь?
— Как правило, полицейских интересуют рабочие места топ-менеджеров, сотрудников бухгалтерии и договорного отдела. Однако при расследовании уголовного дела высокую ценность может иметь и отдел персонала или кадрового администрирования. Изъятие кадровых документов порой играет решающую роль при персонализации рисков. Так, с помощью трудовых договоров и должностных инструкций можно обосновать, почему тот или иной вопрос находился в зоне ответственности лица, в отношении которого фактически осуществляется уголовное преследование, а табели учета рабочего времени используются для доказывания по делам о налоговых преступлениях. На кадровые документы следователи нередко ссылаются в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, в обвинительном заключении и в иных ключевых процессуальных документах. Изъятие личных дел, таблиц со списком всех сотрудников компании, их паспортных данных и контактов позволяет следователю аккумулировать информацию и впоследствии оперативно вызывать работников на допросы, о проведении которых работодатель может и не знать.
— Представители силовых структур могут прийти в компанию не только с обыском. В каких еще случаях стоит ждать их появления?
— Да, не каждый визит является обыском. Законодательство также предусматривает возможность производства обследования помещений и осмотра места происшествия. Они отличаются от обыска по объему прав и обязанностей проверяемых и по объему полномочий должностных лиц.
— Расскажите подробнее.
— Обследование помещений — это гласное оперативно-розыскное мероприятие. Его можно проводить только до возбуждения уголовного дела и с согласия проверяемого. Осмотр места происшествия представляет собой следственное действие, которое могут провести как до, так и после возбуждения уголовного дела, но на практике его в абсолютном большинстве случаев проводят именно до.
Схожесть вышеназванных вариантов прихода правоохранителей в организацию заключается в следующем: и обследование помещений, и осмотр места происшествия силовики не могут проводить принудительно. У них нет полномочий запретить сотрудникам общаться между собой и покидать помещение. Они могут изъять предметы и документы, но не вправе применять силу или угрожать применением силы для их изъятия.
— При обыске ситуация противоположная?
— Да. Обыск возможен только в рамках возбужденного дела и регламентирован ст. 182 УПК. Для проведения обыска не требуется согласие лица, в отношении которого он проводится. В ходе обыска могут вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы, а присутствующим лицам могут запретить общаться между собой и покидать помещение.
Очевидно, что из всех трех вариантов визита правоохранителей в компанию обыск в наибольшей степени ограничивает права его участников. Кроме того, обыск проводят не до возбуждения уголовного дела, а в ходе его предварительного расследования, когда уголовно-правовые риски из потенциальных уже превращаются во вполне реальные.
— Что поможет минимизировать негативные последствия проведения обыска?
— В случае прихода в компанию представителей правоохранительных органов первым делом необходимо сообщить об этом руководству и адвокату, если он есть у компании, а сотрудники наделены полномочиями связываться с ним в экстренных ситуациях. Соответственно, если у тех или иных работников есть доступ к документам и информации, которые потенциально могут заинтересовать силовиков, в компании должны быть внутренние регламенты о том, как действовать и с кем связываться в случае их визита.
— Силовики могут начать проведение следственных действий без адвоката?
— Если адвокат есть, то нужно обязательно сообщить сотрудникам полиции, что во исполнение ч. 11 ст. 182 УПК он будет принимать участие в следственном действии, с ним уже связались, и предложить им дождаться приезда защитника. Прямой обязанности дожидаться адвоката у правоохранителей нет, но периодически они идут навстречу. При этом, когда бы ни приехал адвокат, силовики обязаны допустить его к участию в следственном действии.
Если сотрудники полиции захотят провести обыск до приезда руководства компании и адвоката, все равно важно сохранять спокойствие и не поддаваться панике.
— Как сотрудникам вести себя, пока руководство и/или адвокат не прибыли на место проведения обыска?
— Ни в коем случае нельзя оказывать физического сопротивления правоохранителям. Необходимо попросить их представиться и предъявить служебные удостоверения, из которых переписать все данные. Если пришедшие лица отказываются предъявлять удостоверения (представляться), нужно сообщить об этом по телефону «102» и вызвать наряд полиции. Обязательно обращайте внимание на срок действия удостоверений. Если срок истек, полицейский не вправе производить вообще какие-либо действия как должностное лицо правоохранительного органа.
Если в следственном действии принимает участие не следователь, а оперативные сотрудники, необходимо потребовать у них представить поручение на проведение такого действия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). По общему правилу обыск проводит следователь, но он может делегировать оперативникам свои полномочия на производство следственного действия как раз через такое поручение.
— Какие еще документы о производстве обыска нужно запросить у полицейских и обязаны ли они их предъявлять?
— Да, обязаны. Необходимо попросить их предъявить постановление о производстве обыска (ч. 4 ст. 182 УПК) и спросить разрешение снять с него копию или сфотографировать. Если в такой просьбе откажут, перепишите все содержание постановления. Только после этого ставьте в постановлении отметку об ознакомлении с документом.
Необходимо также сверить наименование и адрес организации, указанные в постановлении, с наименованием и фактическим адресом компании. Если есть несоответствия, сообщите об этом полицейским и потребуйте покинуть территорию организации. При игнорировании требования позвоните в службу «102», прокуратуру, УСБ и сообщите о факте превышения должностных полномочий.
— Подчиняться требованиям правоохранителей обязаны все сотрудники компании?
— Сотрудники не обязаны отвечать на вопросы полицейских в ходе обыска. Кроме того, можно отказаться отвечать на вопросы, сославшись на ст. 51 Конституции. Либо сообщить, что дадите ответ после приезда адвоката и консультирования с ним. Прежде чем выполнять указания правоохранителей, в любом случае необходимо проконсультироваться с лицом, ответственным за общение с силовиками, либо с адвокатом компании.
— Что делать, когда сотрудники убедились в наличии полномочий на проведение обыска?
— Необходимо письменно фиксировать все происходящее, в том числе время начала и окончания обыска, порядок его производства и местонахождение понятых. Следует помнить о том, что в ходе обыска силовики не вправе предпринимать некоторые действия. Например, изъятие документов с грифом «Коммерческая тайна» возможно только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК), а изъятие электронных носителей информации — только с участием специалиста (ч. 2 ст. 164.1 УПК). Поэтому в случае отсутствия судебного решения и специалиста следует обратить внимание полицейских на незаконность их действий. Важно отразить факт незаконного изъятия в протоколе обыска (в графе «Замечания») и заявить ходатайство о копировании информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях (ч. 2 ст. 164.1 УПК).
— Какие действия важно предпринять по окончании следственных действий?
— Опять же в замечаниях к протоколу надо указать все выявленные нарушения (при их наличии) и потребовать выдать его копию (ч. 15 ст. 182 УПК). Расписываться в получении копии в экземпляре правоохранителей нужно только после ее реального получения.
— Какие типичные ошибки допускают сотрудники компаний при проведении обыска?
— В целом все вышеперечисленные ошибки являются самыми распространенными: отсутствие фиксации данных лиц, проводивших обыск, неполучение копий постановления о производстве обыска и протокола обыска, невнесение замечаний в протокол обыска, активное общение с правоохранителями и беспрекословное исполнение всех их требований (без оценки законности и обоснованности), отсутствие реакции на незаконное изъятие носителей информации. Соблюдение сотрудниками базовых правил и сохранение спокойствия во время проведения обыска позволит минимизировать его возможные негативные последствия как для компании, так и для них самих.
Другие статьи