ул. Малая Дмитровка, д. 16/6 +7 (495) 987-18-70

Журнал «Налоговые споры» (№ 12/2014) – Линия защиты в делах по налоговым преступлениям


  • Какие меры предпринять, чтобы не допустить возбуждение уголовного дела
  • Какие меры предпринять, чтобы не допустить возбуждение уголовного дела
  • Как подготовиться к доследственной проверке фирмы
  • Как доказать, что обследование помещений и опрос сотрудников организации законны только в случае согласия проверяемого лица
  • Что делать, если уголовное дело уже возбуждено


С 2011 г. уголовные дела по налоговым преступлениям заводят только на основании материалов, направленных инспекторами специально для решения этого вопроса. Это позволило снизить давление на бизнес и привело к снижению количества подобных дел.

Но сегодня законодатели намерены вернуться к прежнему порядку и разрешить правоохранительным органам самим инициировать такие дела. Соответствующий законопроект № 357559-6 находится на рассмотрении в Госдуме и уже поддержан Правительством РФ.

Несмотря на то что проект еще не принят, правоохранительные органы активизировали борьбу с налоговыми преступлениями. Как сообщает пресс-служба Федеральной налоговой службы, в 2013 г. число налоговых дел, возбужденных в Москве, выросло на 35%. По материалам, переданным инспекторами в следственные органы, возбуждено на 63% уголовных дел больше, чем в 2012 г.

Отметим, что срок давности, в течение которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, сейчас ограничен трехлетним периодом, установленным для налоговых проверок. Если поправки вступят в силу, этот срок может быть увеличен до 10 лет.

Выясним, каковы основные правовые особенности предусмотренных УК РФ налоговых составов, угрожающих недобросовестному бизнесу. А также расскажем, как противостоять обвинениям в  рамках уголовного преследования, какие аргументы приводить в свою защиту
 

Первый шаг к уголовному преследованию
 

Согласно действующему порядку перед обращением к  правоохранителям инспекторы в ходе контрольных мероприятий должны установить недоимку, размер которой позволяет предполагать факт совершения налогового преступления. Поэтому именно принятие решения о проведении выездной или камеральной налоговой проверки служит первым шагом к возможному привлечению к уголовной ответственности.

Напомним главные причины назначения камеральных проверок:
 
  • несвоевременная сдача отчетности;
  • допущение в налоговых декларациях арифметических ошибок, неправильное применение ставок и т. п.;
  • заявление налога к возмещению.

Выездные налоговые проверки проводятся в основном по причинам, изложенным в Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Материалы для возбуждения уголовного дела будут направлены в следственные органы при соблюдении двух условий (п. 3 ст. 32 НК РФ):
 
  • размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления;
  • в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога недоимка не уплачена в полном объеме.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, вправе ли налоговые органы передавать материалы для возбуждения уголовного дела, если арбитражный суд принял обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности. Некоторые суды признают, что приостановление срока погашения недоимки должно приостанавливать и течение двухмесячного срока, по окончании которого инспекция обязана передать материалы для возбуждения уголовного дела (постановление ФАС Поволжского округа от 06.08.2013 № А12-31578/2012 (отказано в надзорном пересмотре определением ВАС РФ от 26.11.2013 № ВАС-16447/13)).
 

Справка

Три состава налоговых преступлений, закрепленные в ст. 199, 199-1 , 199-2 Уголовного кодекса РФ:

Статья 199: до 6 лет лишения свободы – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем:

– непредставления налоговой декларации или иных документов налоговой отчетности;
– включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Это самый распространенный состав для привлечения к ответственности руководителей компаний, среди контрагентов которых выявлены фирмы-однодневки.

Статья 199-1: до 6 лет лишения свободы – Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента. При этом личный интерес – обязательный признак; в его отсутствие состав преступления не образуется.

Статья 1992: до 5 лет лишения свободы – Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим в ней управленческие функции, или ИП.

Однако контролеры считают, что они обязаны направить материалы в следственные органы независимо от принятия судом обеспечительных мер. При этом они ссылаются на позицию чиновников финансового ведомства и налоговой службы (письма Минфина России от 01.07.2013 № 03-02-08/25039, ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500).
 

Доследственная проверка
 

После направления правоохранителям материалов от инспекторов в отношении компании проводится доследственная (полицейская) проверка. По ее итогам принимают решение о возбуждении уголовного дела (либо об отказе в этом).

Сегодня сигналом к началу полицейской проверки служит установленная решением инспекции недоимка на сумму более 2 млн руб. Но после принятия поправок в законодательство ревизию могут назначить по рапорту оперативного сотрудника в рамках оперативного дела независимо от размера недоимки.

Доследственную проверку условно можно разделить на три этапа:
 
  • предварительный сбор информации;
  • формирование доказательной базы;
  • возбуждение уголовного дела.

Первые два этапа реализуют полицейские, а решение о возбуждении уголовного дела принимает Следственный комитет. Доказательства, собираемые правоохранителями по  налоговым преступлениям, можно разделить на три группы:
 
  • электронные носители (компьютеры, серверы, внешние носители информации);
  • документы (договоры, бухгалтерская документация, налоговые декларации);
  • свидетельские показания (показания сотрудников компании и сотрудников контрагентов).

Наиболее эффективная тактика борьбы с необоснованными претензиями – законное противодействие сотрудникам полиции с целью исключения оснований для возбуждения уголовного дела на первом и втором этапах проверки. Рассмотрим эти этапы более подробно.
 

Предварительный сбор информации
 

На данном этапе сотрудники полиции накапливают сведения о лицах, организациях, причастных к сомнительным сделкам, составляют общую схему финансово-хозяйственной деятельности компаний. В основе контроля – материалы, поступившие из налоговых органов, а также предоставленные по запросам полицейских.

Право на истребование документов предусмотрено пп. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. За непредставление ответа на обоснованный запрос полиции согласно ст. 19.7 КоАП РФ взыскивается штраф (от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для юридических лиц). Также могут проводиться негласные оперативно-разыскные мероприятия (далее – ОРМ), в частности, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров.
 

Формирование доказательственной базы
 

На втором этапе проверки проводятся такие гласные ОРМ, как обследование помещений проверяемой компании и опрос ее сотрудников. Нередко они распространяются на контрагентов, сделки с которыми вызвали интерес. В ходе обследования контролеры могут изымать документы, серверы и компьютеры организации.
 

Слово эксперту:

Владимир Китсинг, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Как снизить риски привлечения к уголовной ответственности до назначения полицейской проверки? Прежде всего при ведении финансово-хозяйственной деятельности используйте общедоступные критерии «подозрительности» деятельности компаний. Регулярно проводите уголовно-правовой аудит и исключайте сомнительные сделки, а при выборе новых контрагентов проявляйте должную осмотрительность.

Если сомнительного контрагента нельзя исключить из схемы финансово-хозяйственной деятельности, удерживайте сумму недоимки на одно юридическое лицо в пределах 2 млн руб. (сумма недоимки, при превышении которой назначается полицейская проверка).

При выявлении недоимки, достаточной для возбуждения уголовного дела, уплачивайте ее в полном размере. Это исключит возможность передачи соответствующих материалов правоохранителям. Если суд впоследствии отменит решение налогового органа, излишне уплаченные средства могут быть зачтены в счет предстоящих платежей либо возвращены.

Отметим важную особенность гласных ОРМ: необходимость согласия лица, в отношении которого они проводятся. В действующем законодательстве об этом прямо не сказано, но нетрудно сделать такой вывод из анализа ч. 2 ст. 6 Закона о полиции. Данная норма предусматривает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций допустимо только в рамках закона.

Такие мероприятия, как опрос и обследование помещений, ограничивают права и интересы указанных лиц. Но право на подобное ограничение (не путать с правом на проведение ОРМ) должно быть законным. В нормативных документах должно быть прямо указано, что сотрудники полиции имеют право принудительно проводить опрос и обследование, ограничивая тем самым права граждан и организаций. Отметим, что в законе подобные указания в  отношении следственных действий есть (например, в части обыска и допроса).

Закон не предоставляет сотрудникам полиции полномочий на принудительное проведение гласных ОРМ. А значит, действия контролеров не будут ограничивать прав и свобод граждан и организаций только при условии согласия последних. Это подтверждает судебная практика (кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 14.07.2010 по делу № 22-4227). Также следует обратить внимание на то, что за отказ лица
от проведения в его отношении гласных ОРМ не предусмотрена какая-либо ответственность.

Поскольку действующим законодательством прямо не закреплена необходимость получения согласия лица на проведение в отношении него гласных ОРМ, это неизбежно приводит к спорам. Полицейские убеждены, что согласия не требуется. А проверяемые лица зачастую не осведомлены о своих правах. В результате вместо проведения ОРМ (обследования помещений и опроса) фактически производятся следственные действия (обыск и допрос). Причем зачастую с принудительным проникновением в офис компании, изъятием большого количества документации и компьютеров. Помимо существенного нарушения прав проверяемого лица, это приводит к дестабилизации работы компании.
 

Возбуждение уголовного дела
 

Если сотрудникам полиции в ходе первого и второго этапов проверки удастся собрать необходимые доказательства, они передаются в Следственный комитет. Тогда наступает черед следующего этапа – возбуждения уголовного дела. В его рамках проводятся обыски, выемки, допросы, а также иные следственные действия, предусмотренные уголовно процессуальным законодательством.

Правоохранители при этом наделены значительными полномочиями, в т. ч.:
 
  • принудительно изымать предметы и документы;
  • возлагать на свидетелей обязанности по явке на допрос и даче показаний.

Последствиями уголовного преследования могут быть:
 
  • причинение ущерба бизнесу вплоть до его утраты;
  • потеря времени, необходимого для управления бизнесом и его развития;
  • личная ответственность руководства компании (штраф или даже лишение свободы);
  • наличие судимости.

Но важно учитывать следующую особенность. Если по налоговому составу возбуждено уголовное дело, у подозреваемого и обвиняемого все же есть право на прекращение преследования и освобождение от уголовной ответственности. Условие  – совершение преступления впервые и возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе (примечание 2 к ст. 199 УК РФ, ст. 281 УПК РФ).

Исключение составляет ст. 199-2 УК РФ, для прекращения преследования по которой необходимо возместить ущерб государству и перечислить в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы ущерба. Либо перечислить в бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пяти- кратной суммы дохода (ч. 2 ст. 761 УК РФ).

В заключение обобщим рекомендации, которые позволят снизить риски уголовного преследования после возбуждения уголовного дела:
 
  • реализация права на прекращение уголовного преследования в порядке ст. 281 УПК РФ (при наличии возможности);
  • сбор и представление следствию доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов и реальности исполнения сомнительных сделок;
  • сбор и представление следствию доказательств отсутствия умысла на совершение преступления (например, введение в заблуждение контрагентом);
  • четкое следование единой линии защиты, разработанной специалистами в области уголовного и налогового права, при даче показаний всеми сотрудниками компании и при ином взаимодействии с правоохранителями.
 

Слово эксперту:

Матвей Протасов, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Как снизить риски привлечения к уголовной ответственности в ходе доследственной проверки? Во-первых, не следует исполнять незаконные и необоснованные требования о представлении документов и информации. Так, чтобы воспрепятствовать незаконному проведению гласных ОРМ без вашего согласия, можно установить эффективный контрольно-пропускной режим для прохода в офис компании. Также можно организовать систему видеонаблюдения: как показывает практика, это снижает агрессию со стороны сотрудников полиции, фиксирует допущенные нарушения и предоставляет возможность использовать видеозапись при обжаловании незаконных действий.

Признать незаконным изъятие документации и электронных носителей информации без судебного решения позволит введение режима коммерческой тайны (определение КС РФ от 02.03.2006 № 54-О). Во-вторых, важно установить систему информационной безопасности компании: организовать удаленное хранение печатей, документов и электронных данных. Это позволит исключить незаконное изъятие у компании предметов, документации и информации.

Нелишне подготовить к взаимодействию с полицейскими сотрудников компании: разъяснить право не отвечать на вопросы, заранее сформировать единую позицию, исключить противоречия в возможных объяснениях.

Издание
от 24.11.2016
Эксперт
Сердюк
Алексей Викторович
Скачать статью

Контакты

127006 г. Москва,
ул. Малая Дмитровка, д. 16/6
+7 495 987-18-70 — многоканальный
+7 495 699-34-03 — факc
ПН-ПТ с 9-00 до 20-00 СБ с 11-00 до 16-00 ВС выходной
Скачать реквизиты