ул. Малая Дмитровка, д. 16/6 +7 (495) 987-18-70

Журнал «Практическое налоговое планирование» № 8 – Как выстроить систему безопасности, которая защитит компанию и бухгалтера от уголовки



Зачем сотрудникам вашей компании адвокатская карта?
Как защитить документы с помощью «тонкого клиента»?
Что полезного получит компания после адвокатского аудита?

Рассказываем, как создать в компании надежную систему защиты от уголовного преследования. 

Даже самая добросовестная организация не застрахована от обвинений –навлечь их могут контрагенты, которые пользовались мошенническими схемами, или нечистые на руку сотрудники. Чтобы действия силовиков не затормозили бизнес и не пришлось защищаться в авральном режиме, воспользуйтесь инструментами, предложенными в статье. Они проверены компаниями на практике и доказали свою результативность.

Подготовьте сотрудников


Предложите руководству организовать обучение сотрудников и топ-менеджеров тому, как вести себя с правоохранителями. Персонал должен знать свои права, полномочия силовиков, иметь четкий алгоритм действий при контактах с ними. Выдайте всем сотрудникам памятку, которая подскажет, что делать при обыске в офисе (см. далее в статье).


Обученных сотрудников не удастся запугать и заставить давать пояснения. А ведь имев во неосторожные слова могут навредить компании и довести материалы проверки до уголовного дела.



Пример 1. Пока дело не возбуждено, оперативники не вправе вызывать сотрудников на допрос. Но это не значит, что правоохранители не смогут пообщаться с персоналом. На такой случай предусмотрен опрос. Правда, он практически не регламентирован законом, и силовикам приходится импровизировать. Они вызывают работников повестками, по телефону, стараются подловить у дома или офиса. Давят на человека своей должностью и статьями законов, грозят административной или даже уголовной ответственностью. Сотрудники компании должны твердо помнить - они не обязаны являться на опрос. За неявку или за отказ давать объяснения без адвоката наказания нет.

Работникам надо знать, как вести себя, когда силовики нагрянули в офис. Если уголовного дела нет, то оперативники вправе проводить обследование помещения или осмотр места происшествия, но не обыск. Это налагает на оперативников ограничения.

Пример 2. В ходе обследования офиса силовики потребовали разблокировать компьютеры бухгалтерии, финансового директора, юристов и руководителя компании. Однако сотрудники отказались ввести или назвать пароли, поскольку знали, что имеют на это право.


Также оперативники запрети персоналу пользоваться телефоном, свободно передвигаться по офису и покидать его по своему усмотрению. Сотрудники не растерялись и не подчинились запрету. Из корпоративного обучения они помнили, что при обследовании у оперативников нет полномочий ограничивать действия персонала компании.

Выдайте сотрудникам карту личного адвоката – пластиковую карту с контактами юриста, с которым компания заключила соглашение о правовой помощи. О том, что у компании есть адвокат, чаще всего знает лишь топ-менеджмент. Необходимо, чтобы рядовые сотрудники тоже о нем знали.


Увидев карту, правоохранители поймут, что работник может быстро связаться с адвокатом. Как показывает практика, этого достаточно, чтобы пресечь многие злоупотребления. Кроме того, карта сама но себе придаст людям спокойствие и уверенность.

Защитите документы

Бизнес может остановиться, если оперативники заберут документы, компьютеры, флешки. Поэтому позаботьтесь о сохранности материальных носителей. По данным Судебного департамента при Верховном суде, шансы, что при обжаловании изъятое вернут – всего 4-5 процентов.

Чтобы защитить материальные источники информации, применяйте четыре инструмента.

Технические механизмы. Это контрольно-пропускная система, видеонаблюдение и тревожная кнопка. Предложите начальству внедрить эти средства безопасности. Вы и другие сотрудники вовремя узнаете о визите силовиков, а также сможете фиксировать нарушения при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Удаленное хранение. Организовать удаленное хранение данных помогут удаленные от офиса архив и сервер, услуги архивных компаний, «тонкий клиент».


Бухгалтеры предпочитают держать документы в офисе. Однако силовики, которые пришли за документами, вряд ли дадут время на сканирование самых актуальных и важных бумаг. Поэтому безопаснее хранить документацию в отдельном архиве, который будете посещать по мере надобности. Еще лучше – делать электронные копии бумаг и работать с ними.

Электронные документы храните на удаленных серверах, а не на тех, которые находятся в офисе. Для работы можно использовать не обычные компьютеры, а «тонкого клиента» – это бездисковый компьютер, который переносит на сервер выполнение всех задач. Так у оперативников не получится изъять диски с информацией.

Утилизация документов. Законный способ уничтожить бумажные и электронные сведения, у которых истек срок хранения. Но почему-то компании не всегда избавляются от старых документов. Если они понадобятся оперативникам, те вправе изъять такие материалы и приобщить к уголовному делу. И то, что срок хранения истек, не помеха.


Режим коммерческой тайны. Усложняет оперативникам процедуру изъятия документов, составляющих коммерческую тайну. Силовикам потребуется судебное решение.


Чтобы внедрить режим коммерческой тайны, нужно принять специальные локальные акты, проставить на материальных носителях специальные грифы и т. д. То есть компания должна выполнить целый комплекс мер (п. 10 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ). Только тогда она вправе претендовать на судебную защиту. Если же не соблюдать порядок или допускать ошибки, суд откажется признать, что организация внедрила режим коммерческой тайны.

Чем еще полезен режим коммерческой тайны

Режим обезопасит от махинаций недобросовестных сотрудников компании, контрагентов, конкурентов. Позволит привлечь сотрудников-нарушителей к дисциплинарной, материальной и даже уголовной ответственности. К примеру, уголовное наказание грозит за разглашение коммерческой тайны (приговоры Дзержинского городского суда Нижегородской области от 18.09.2017 № 1 -422/2017, Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 22.05.2015 № 1-461/2015).

Пример 3. Компания пожаловалась в суд на сотрудников ОМВД, которые в ходе осмотра изъяли оборудование - платежный терминал, флеш-накопитель, три системных блока и картридер. По мнению компании, силовики поступили незаконно - в организации внедрен режим коммерческой тайны, а у оперативников не было решения суда на изъятие.


Судьи не согласились с организацией. Она не предъявила доказательств, что установила режим коммерческой тайны. В Положении о коммерческой тайне нет перечня информации, которая подпадает под защиту. Отсутствует лист ознакомлен сотрудников с положением. У компании нет документов, подтверждающих введение особого режима, списка лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, соглашений с сотрудниками о конфиденциальности. Так что правоохранители ничего не нарушили (апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 19.06.2018 № 22-3521/2018).

Закажите аудит у адвокатов

Юридические фирмы по-разному называют адвокатскую проверку: «уголовно- правовой аудит», «профилактика уголовных рисков» и др. В ходе проверки юристы выясняют, есть ли уголовные риски в деятельности компании или конкретных сделках. Бывают явные риски, о которых может знать или догадываться топ-менеджмент, а бывают скрытые, о которых руководство даже не подозревает.

По выявленным рискам юристы определяют, какие источники информации содержат потенциальные доказательства, достаточные для уголовного процесса. Устанавливают круг лиц, которые могут стать фигурантами дела. То есть еще до контактов с правоохранителями директор и главбух будут знать, кому и за что могут предъявить претензии. Затем адвокаты формируют защитную позицию и план мероприятий по сбору доказательств в пользу организации.


Если компания проводит аудит, когда уже возникли проблемы, юристы подготовят доказательства, что в действиях конкретных лиц нет состава преступления. Например, отсутствует ущерб или сговор с госзаказчиком, сделки реальны. При профилактической проверке адвокаты дадут рекомендации, как изменить схемы работы, если они сомнительны и грозят уголовным наказанием.

Что получит компания в результате адвокатской проверки?

По итогам проверки компания получит следующие документы:

– проекты пояснений оперативникам – для лиц, которые несут риски;
– папку с доказательствами в защиту организации;
– утвержденную с руководством тактику действий, если организация попадет в поле зрения правоохранителей;
– изменения в схемы финансово-хозяйственной деятельности.
 

Памятка
Как работникам организации действовать

 во время обыска
 
1. Как только правоохранители пришли с обыском, сообщите об этом руководству компании и адвокату.

2. Если директора или его представителя по доверенности нет в офисе, скажите об этом полицейским и предложите дождаться приезда руководства.
3. Сообщите следователю и полицейским, что во исполнение части 11 статьи 182 УПК в следственном действии будет участвовать адвокат, с которым уже связались. Предложите дождаться его приезда.

4. Если сотрудники полиции намереваются провести обыск до приезда руководства и адвоката, действуйте следующим образом:



4.1. Попросите полицейских представиться и предъявить служебные удостоверения, перепишите из них все данные.

4.2. Просмотрите постановление о производстве обыска и попросите разрешение снять с него копию или сфотографировать. Если в этом откажут, перепишите содержимое постановления самостоятельно.

4.3. Если кроме лица, вынесшего постановление, в обыске участвуют другие правоохранители, попросите их представить поручение на проведение следственного действия, выданное на их имя.

4.4. Прежде чем отвечать на вопросы сотрудников полиции или выполнять их указания, проконсультируйтесь с лицом, ответственным за общение с полицейскими, либо адвокатом компании. Помните: обязанности отвечать на вопросы полицейских в ходе обыска у сотрудников компании нет.

4.5. Письменно фиксируйте все происходящее, в том числе время начала и окончания обыска, порядок его проведения и местонахождение понятых.

4.6. Когда обыск закончится, в протоколе о его проведении в графе «Замечания» отразите все выявленные нарушения, если они есть. Также попросите выдать копию протокола.

4.7. Только после того, как фактически получите копию протокола, поставьте подпись о его получении.
Издание
от 03.08.2023
Эксперт
Сердюк
Алексей Викторович
Скачать статью