Дело: Дело ЗАО «Петелинская птицефабрика»


(Оспаривание действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков).

ЗАО «Петелинская птицефабрика» обратилось к Адвокату с предложением представлять интересы общества в суде апелляционной инстанции в рамках обжалования решения Арбитражного суда Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2012 года (далее – «Решение») ЗАО «Петелинская птицефабрика» (далее – «Заявитель») отказано в признании незаконными Постановлений Администрации Одинцовского муниципального района М.О. № 4110 от 10.12.2010 года и № 4369 от 22.12.2010 года и о признании незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по М.О. (далее – «Кадастровая палата») по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков и о возложении на Кадастровую палату обязанности по снятию спорных участков с кадастрового учета.

29 октября 2012 года Десятым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении апелляционной жалобы Заявителя на Решение было вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для первой инстанции.

Согласно ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 и ч.3 ст.201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ  обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.45 Закона № 221-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2008 (за исключением пункта 4 статьи 4 и пункта 6 статьи 47) государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 настоящего ФЗ особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим ФЗ.

Как следует из материалов дела, участок Заявителя является ранее учтенным в соответствии с Законом о кадастре.

Согласно ч. 3 этой же нормы сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст.7 указанного ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 14 октября 2009 года № 416 дежурные кадастровые карты предназначены для использования органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и ведении ГКН.

В соответствии с Приказом Минземсторя от 25.09.1998 года № 98-1 Дежурная кадастровая карта территории – специальная карта территории, на которой отображаются актуальные сведения о местоположении объектов кадастрового учета.

Нанесение объекта учета на дежурную кадастровую карту предшествует процедуре заполнения форм государственного кадастрового учета и является средством обязательного контроля правильности определения местоположения и размеров объекта кадастрового учета (п.3.3.1 Методических указаний, утвержденных Приказом Минземстроя от 25.09.1998 года № 98-1).

На дежурной кадастровой карте в качестве обязательных отображаются существующие границы и номера кадастровых зон, границы территориальных зон, границы земельных участков, объекты недвижимости, кадастровые номера объектов учета (п.3.3.2).

В соответствии с п.64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 года № 42, в Реестр в т.ч. вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка:

- список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).

Постановка на кадастровый учет земельного участка Заявителя с присвоением ему кадастрового номера должна была сопровождаться проведением работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, в связи с чем в документах государственного земельного кадастра должны были содержаться сведения на бумажном носителе об участке Заявителя как о ранее учтенном.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях (ч.2 ст.4 Закона о кадастре).

С учетом вышеизложенного у Кадастровой палаты имелись необходимые сведения для детального определения местоположения земельного участка Заявителя с уточнением его границ.

В соответствии с ч.14 ст.45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.  Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке.

Из содержания изложенных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета изменений сведений о ранее учтенном земельном участке уполномоченные должностные лица органа кадастрового учета обязаны обеспечить соответствие вносимых сведений сведениям о таком земельном участке, содержащимся в документах государственного земельного кадастра. То есть, необходимо проверять ранее внесенные сведения в государственный земельный кадастр в целях недопущения каких-либо противоречий между уже имеющимися сведениями и вновь вносимыми, в том числе, проверять сведения о местоположении смежных земельных участков с целью установления их наложения. Только в этом случае будет соблюден принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, а именно, в государственном земельном кадастре.





2012



Все дела данной области права